История библиотеки моего села

История библиотеки моего села


Село наше - песчинка на планете…
Но для меня дороже и милей 
Нет ничего на целом белом свете,
Дороже нет села, Джалги моей!
Ожерельев В.А.


На равнинной местности, продуваемой в основном северо- восточными ветрами, в 1867 году было основано село Большая Джалга. Название село получило от протекающей речки с таким же названием. Имя эта речка получила, вероятно, ещё во времена набегов на эти земли тюркских племён. «Джал» в переводе с тюркского означает «солончак» и «тель» - «топкое озеро», в целом надо понимать «топкое солёное место».

Основателями села стали переселенцы: Воронежской, Курской, Орловской, Черниговской, Полтавской, Харьковской губерний. Село быстро росло. К 1897 году, число населения составляло 7646 человек. В 1871 году в селе закончили строить церковь, которая была названа в честь Казанской божьей матери.

О развитии культуры в селе, о быте селян необходимо сказать особо. Ведь жизнь крестьянская складывалась не только из сплошных трудовых будней. Общественная жизнь занимала в Большой Джалге на всех этапах её существования главенствующее место. И во многом она зависело от развития образования и культуры в селе, от церковного влияния и многих других факторов, влияющих на умы и сердца джалгинцев.

В самые первые годы существования Большой Джалги культурных учреждений в селе не было. Поэтому формы проведения свободного времени, развлечения были определены теми традициями, которые унаследовали селяне от своих предков. По праздникам в селе устраивались общественные торжества и гуляния. Большим праздником для села была ярмарка.

В начале 20 века в селе открыли Народный дом, который стал центром культурно – просветительной работы с населением. В Народном доме была библиотека, в зале на импровизированной сцене – подмостках ставились иногда силами местной интеллигенции спектакли и концерты.

После революции была построена изба – читальня, ставшая первым очагом культурно – просветительной работа при Советской власти на селе. В избе – читальне был зал, вмещающий до пятисот человек, в зале была сцена для выступления самодеятельных артистов. Были и комнаты для кружковой работы. Строилось здание по инициативе партячейки и волисполкома. В избу – читальню потянулись комсомольцы, молодёжь села. Постепенно её посетителями стали и люди солидного возраста. Заведовал избой – читальней и одновременно руководил коллективом художественной самодеятельности комсомолец Михаил Стрижко. В работе избы – читальни активное участие принимали И. Кочеров, Т. Кочеров, Ф.Сурин, Д.Перов, И.Гаркин, В.Гаркина и другие. Работал в избе – читальне драматический кружок. Ставились спектакли по пьесам русских и украинских драматургов. Особенно у зрителей были популярны пьесы А. Н. Островского. По его пьесам были поставлены спектакли «Гроза», «Лес», «Без вины виноватые», «Доходное место» и другие. Во время спектакля зал был обычно переполнен. Самодеятельные артисты играли великолепно, роли знали назубок. Спектакли в большинстве случаев были бесплатными.

Вскоре изба – читальня стала называться сельским клубом, но в здании клуба в 1924 году произошёл пожар, и его спасти не удалось. Скорее всего, очаг культуры был подожжён кулаками. Волисполком в 1926 году построил новое здание клуба. Но и этот клуб в мае 1956 года тоже сгорел. Это нанесло большой ущерб культурной жизни села. Ослабила свою работу лекторская группа, не организовывались вечера молодёжи, мало проводилось читательских конференций, гораздо реже стали обмениваться библиотечки – передвижки. С этим нельзя было мириться. Сельский Совет на средства самообложения и клуба приспособил под клуб здание бывшей школы, и работа вновь ожила. Совет клуба утвердил план работы, лекторская группа к концу года уже прочитала 89 докладов и лекций. Библиотека, также значительно улучшила свою работу. После обсуждения её работы на исполкоме Совета библиотекарь Екатерина Георгиевна Писаренко лично стала выезжать на фермы и в бригады, чаще менять передвижные библиотечки, проводить беседы и читки новых книг, делать обзоры новинок сельскохозяйственной литературы о передовом опыте, вывешивать рекомендательные списки. При библиотеке введена книга отзывов и предложений читателей, регулярно, один – два раза в месяц, выпускается бюллетень читателя. После проведения всех этих мероприятий число читателей увеличилось с 623 до 854. Читатель теперь почти никогда не уходит из библиотеки с одной художественной книгой, а берёт ещё одну – две книги из других отделов.

За четыре месяца библиотека провела три читательских конференции на темы: «В человеке должно быть всё прекрасно», «Образ советской женщины в художественной литературе» и по книге председателя колхоза «Пролетарская воля», Героя Социалистического Труда товарища Луценко «Колхозная ферма крупного рогатого скота». Кроме того, проведён литературный вечер, посвящённый памяти Тараса Григорьевича Шевченко с докладом о жизни и деятельности великого поэта. После доклада была организована художественная часть – чтение и декламация произведений самого поэта и произведений других писателей о нём, сольное и хоровое исполнение песен Тараса Шевченко. Вечер прошёл с большим успехом.

В июне председатель культурно – бытовой комиссии сельсовета М.С. Крупиёва и член комиссии В.И. Погребняк проверили, как выполняется решение исполкома, и отметили, что библиотека стала работать лучше. Сейчас она имеет около семи тысяч книг, и в 1956 году закуплено новой литературы ещё на 13 тысяч рублей.

Так, благодаря своевременной помощи сельсовета, культурно – просветительная работа на селе вновь забила ключом, клуб и библиотека Большой Джалги вновь вышли на одно из первых мест в районе. И лишь в 1957 году был построен Дом Культуры, которым до сих пор пользуются жители Большой Джалги. В новом здании Дома Культуры находилась и сельская библиотека. Большое внимание культурно – просветительной работе уделял Сельский Совет по воспитанию колхозников, рабочих, служащих, особенно молодёжи.

Люди всегда ценили книги и берегли их как самые драгоценные сокровища, создавая библиотеки. Стремление к знаниям у человека зародилось в далёком прошлом и он создавал библиотеки, чтобы сохранить и преумножить весь накопленный опыт.

В журнале библиотека №12 за 2001год была напечатана статья из журнала Библиотекарь 1951 год, декабрь. Вот, что в ней писалось: …Ипатовский район – один из наиболее крупных в Ставропольском крае. Перед библиотеками стоит сложная задача организовать работу так, чтобы всё население обслуживалось книгой, чтобы в каждом населённом пункте, на каждой колхозной ферме, в каждой колхозной бригаде можно было получить необходимую литературу. К сожалению ни районный отдел культурно – просветительной работы, ни районная библиотека не продумали системы библиотечного обслуживания, не перестроили своей деятельности в новых условиях, в условиях укреплённых колхозов.

Знакомство с книжным фондом Б-Джалгинской сельской библиотеки, однако, показало, что скомплектована она неплохо. Хорошо представлены произведения классиков марксизма – ленинизма, новая литература по сельскому хозяйству, лучшие произведения русской классической и современной советской литературы.
А вот, воспоминания бывшей заведующей сельской библиотеки Ромах Е.К:
«До войны в селе была хорошая библиотека, при немцах её разграбили. Кто работал до войны библиотекарем, мы не могли узнать. В 1947 году 14 января пришла работать в библиотеку Писаренко Екатерина Георгиевна, фонд которой составлял - 20 брошюр. Комплектовала фонд Екатерина Георгиевна. Библиотека находилась по улице Советской, около старого здания школы, там же находился и клуб. В 1952 году библиотеку и клуб перевели, по той же улице около сельского совета и садика. В 1956 году фонд библиотеки увеличился до 11 тысяч экземпляров книг, и Екатерина Георгиевна приняла на работу Ускову Нину Григорьевну, очень старательную, добросовестную девушку. В 1957 году библиотеку и клуб перевели в новый Дом культуры. Директором ДК был Баранец Василий Васильевич. В 1967 году работники библиотеки отделились от ДК, перешли в особняк, бывшего помещика Макаревича, по улице Кооперативная 56, но совместно продолжают работать, проводить массовые мероприятия. В1967 году фонд библиотеки увеличился и библиотеке добавили ещё одну штатную единицу- Лысенко Шуру, проработавшая до 1976 года. С 1976 года начала работать Ромах Татьяна Ивановна, дочь Екатерины Георгиевны. В 1979 году приняли библиотекарем Сильченко Тамару Анатольевну. В 1979 году добавили 4-ю штатную единицу и на работу приняли Цветкову Лидию Павловну. Ромах Екатерина Георгиевна проработала в библиотеке заведующей 35 лет, до 1982 года.» В 1982 году заведующей библиотеки назначили Горбанёву Нину Григорьевну. В библиотеке она проработала 38 лет, из них 12 лет заведующей. Библиотека числилась на хорошем счету, неоднократно занимала 1-е места в районе. В 1994 году Нина Григорьевна ушла на заслуженный отдых. Заведующей библиотекой стала Цветкова Лидия Павловна, проработавшая до 1998 года. В 1998 году на должность заведующей библиотекой была назначена Спиридонова Валентина Ивановна. Дружно и слаженно работает коллектив в обновлённом составе: Горбанёва Ирина Николаевна (с 1987года), Москаленко Валентина Аркадьевна (с 1998 по 2006гг.), Греченко Лидия Ивановна (с 2002г), Сильченко Татьяна Николаевна (с 2006г).

В декабре 2006 года библиотеку перевели в новое помещение, находящееся в здании администрации села по улице Советской 5.

В газете « Степные зори» от 25 августа 2007 года, селькор, Сигида Дмитрий Афанасьевич написал статью о нашей библиотеке: «Не просто хранилище книг».

Совет депутатов муниципального образования села Большая Джалга постановил перенести сельскую библиотеку из аварийного строения в центральное административное здание на первый этаж.

Сотрудники учреждения культуры встретили эту новость с большой радостью. Они решили своими силами подготовить помещения к приёму книжного фонда. Работали без выходных. И вот в середине января 2007 года каждая книга обрела своё постоянное место. В новом помещении начался приём посетителей.

Коллектив библиотеки небольшой, но дружный и опытный. У всех есть специальное библиотечное образование. Весь коллектив прекрасно понимает, что библиотеки в наше время должны стать не только хранилищем книг, но и реальными информационными, культурными и досуговыми центрами. Вот почему в этом джалгинском учреждении проходит много интересных мероприятий, привлекающих посетителей.

К примеру, была проведена встреча со свидетелями освобождения Ставрополья от немецко-фашистских войск. В День Победы был приглашён участник Великой Отечественной войны Сергей Игнатьевич Ковган, освобождавший Прагу. В организации «Уроков мужества» помогает председатель совета ветеранов села Василий Ильич Кияницкий.

Проходил в джалгинской библиотеке «День открытых дверей». Сотрудниками был подготовлен материал на тему: «Величайшее богатство народа – его язык» о В.И. Дале, составителе известнейшего словаря. Состоялись беседы «Светоч русской литературы» об А.С.Пушкине. Имеется комната для начальных классов - в ней для самых маленьких школьников проводилась беседа о поэте С.Я. Маршаке.

Функционируют книжные выставки, такие как «Край мой – гордость моя», выставка рисунков «Увидеть мир глазами души». Три раза в месяц сотрудники посещают на дому ребёнка-инвалида.

Всего в библиотеке свыше тридцати тысяч книг, записано более одной тысячи читателей. Несмотря на жаркое лето В.И. Спиридонова решила сделать для них вход в учрежденье уютнее. Всем коллективом устроили клумбы, посадили культурные растения. Теперь здесь цветут цветы. Хочется, чтобы наша сельская библиотека также процветала.

Сейчас 2011 год, мы продолжаем работать и жить, с удовольствием сознавая, что все наши дела и планы направлены только на добро и созидание.

Библиотека во все времена была и останется очагом культуры, в котором главное богатство составляют книги и конечно читатели.

Сельская библиотека живёт насыщенной, интересной жизнью. Библиотекари являются проводниками в мире знаний, информации, литературы.

В своей повседневной работе мы решаем множество задач: сохраняем и передаём культурный опыт во времени и пространстве, обеспечивая память поколений, формируем нравственную позицию у молодёжи, воспитываем у молодого поколения чувство любви к своему краю, своей малой Родине, гордость за прошлое, уважение к традициям, быту, культуре своих предков, создаём особую культурную среду в обществе, участвуем в реабилитации социально-незащищённых людей. Способствуем повышению уровня культурных и образовательных потребностей сельского социума.

Теснейшее сотрудничество библиотеки с органами местного самоуправления, образовательными учреждениями, Домом культуры, общественными организациями, населением села помогло сформировать единое культурное, информационное и образовательное пространство села.

Одним из самых сложных направлений в библиотечной деятельности – комплектование. Сегодня пополнение фонда происходит разными путями – это книги, получаемые из отдела комплектования за счёт краевого бюджета, это приобретённая литература из книжных магазинов за счёт выделенных средств из местного бюджета, но этого явно недостаточно.

Серьёзной проблемой является – ветхость и старение фонда. Из-за отсутствия необходимого финансирования в течении последних лет, поступление новой литературы было незначительным. Часть фонда устарела физически и морально. Это наносит непоправимый урон библиотеке. Эти проблемы явились следствием недостаточного внимания власти к библиотечному делу и недофинансирование отрасли в прошлые годы.

В проведении сельских праздников, семейных встреч, экскурсий по селу библиотека принимает самое активное участие. Работа с молодёжью в этом году стала для библиотеки приоритетной.

Из технического обеспечения мы располагаем интернет-терминалом, музыкальным центром, цифровым фотоаппаратом, компьютером и принтером, Эти технические средства являются основными помощниками в проведении массовых мероприятий.

Также, в этом году была плодотворной работа с детьми на летней площадке. Три летних месяца мы обслуживали 2 детских лагеря «Солнышко» и «Непоседы» из образовательных учреждений средней и восьмилетней школ. А, в общем, контингент наших читателей разнообразен. К каждому нужно найти подход, знать и учитывать читательские вкусы.

Качество работы библиотеки во многом зависит от стабильности коллектива. Наш коллектив увлечённо и ответственно делает такое важное дело, как нравственное и духовное воспитание подрастающего поколения, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет её место в обществе.

В целый ряд актуальных вопросов входит и создание привлекательного образа нашего учреждения.

В нашу библиотеку из поколения в поколение приходят люди со своими потребностями и запросами, здесь формируется внутренний мир каждого жителя, и культурный дух самого села, всего социума.

Включение сельской библиотеки в процесс формирования местного сообщества – совершенно естественная ситуация. Обойтись без библиотеки сообщество никак не может. Наиболее тесно связаны с нами школы – МОУСОШ№2 и МОУООШ№3. Именно эти социальные институты формируют образовательное пространство на местах.

Основные направления работы современной сельской библиотеки, а также формы предоставления информации определяются приоритетными группами пользователей, их информационными потребностями, а также нуждами органов местного самоуправления. Наиболее распространёнными и востребованными сегодня являются следующие направления работы: помощь учащейся молодёжи; правовое информирование населения; краеведение.

Потенциальными читательскими группами сельской библиотеки являются дети, учащаяся молодёжь, сельская интеллигенция: учителя, врачи, работники сельскохозяйственного производства, а также пенсионеры, домохозяйки. В последнее время добавились и новые категории пользователей: увеличилось число безработных, а также мигрантов, осевших в селе, которые тоже имеют право на обслуживание. Каждая из этих категорий обращается в библиотеку со своими проблемами и ждёт от неё помощи; с каждой из них библиотека строит свои отношения. Учреждение организует доступ к правовой, деловой, муниципальной и другой информации. Но главной задачей всё же, остаётся приобщение к книге, чтению, формированию устойчивой потребности в знаниях.

Наше учреждение востребовано не только читателями, но оно ещё и работает на всё население, помогающее людям в решении их повседневных проблем. Здесь предоставляется информация не только для учёбы и работы, но и социальная, и бытовая, что особенно важно для жителей села.

Партнёрство с местными властями, становится главным элементом социально-культурной инфраструктуры села, способным задать импульс процессам социальных преобразований. Активно сотрудничаем мы с общественной организацией совета ветеранов войны и труда, возглавляемой Кияницким В.И., вместе проводим к знаменательным датам мероприятия, направленные на воспитание подрастающего поколения. Значительную группу пользователей библиотеки составляют пенсионеры, ветераны, инвалиды. Эти люди особенно нуждаются в нашей помощи. Их волнуют вопросы пенсионного обеспечения, медицинского, бытового и социального обслуживания.

Одной из важнейших задач библиотеки, является информационное и культурное насыщение досуга сельских жителей. Посещение библиотеки даёт людям возможность общения, несмотря на все трудности, на базе библиотеки создан в 2009 году клуб по интересам: «В кругу семьи».

Таким образом, библиотека на селе охватывает своей деятельностью все социальные группы жителей, помогая им решать свои многочисленные проблемы.

Сегодня можно сделать вывод, что не смотря на сложные условия существования, сельская библиотека находит возможности и ресурсы, для того чтобы выполнять свои основные задачи и функции, важнейшие из которых направлены на удовлетворение образовательных, информационных, культурных, социальных потребностей личности и населения в целом, сохранение сельского социума, расширение его образовательного пространства. 

Дата создания материала: 23-09-2016. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.